Новости

13.11.2012

Уральская Мотоциклетная Компания в СМИ Китая

CHINAMOTORTalk (апрель 2012)

Так ли велик рынок мотоциклов в России, как ее территория?

-- Интервью г-на Александра Рудакова, президента Уральской мотоциклетной компании

Биографические данныеООО «Уральская мотоциклетная компания» было создано в 2005 году как специализированные предприятие по производству и продаже мототехники под маркой Patron. В компании работают специалисты в области производства, коммерции и сбыта с многолетним опытом деятельности на крупных предприятиях.

Сегодня компания предлагает покупателям более 25 моделей мототехники под маркой PATRON для езды, развлечения и занятия экстремальными видами спорта: скутеры, мотоциклы, мотовездеходы и другая техника (снегоходы, мотобуксировщики, снегоуборщики). Конкурентоспособность мототехники PATRON обеспечивается доступной ценой при хорошем качестве и привлекательном дизайне.

ООО «Уральская мотоциклетная компания» имеет развитую дилерскую сеть в регионах РФ – на начало 2012 года это более 140 партнерских фирм, и входит в десятку крупнейших компаний в области торговли импортной мототехникой из Китая. Компания находится в г.Ижевске, который со времён СССР был основным центром мотоциклетной промышленности с наибольшим объёмом выпуска мотоциклов.

1. Когда была основана компания «УМК» (UMCMOTO)? Когда вы начали заниматься мотоциклетным бизнесом? Сколько мотоциклов вы импортируете ежегодно? Импортируете ли вы также запасные части? Если да, то в каких объемах? Скажем, в долларах США?

Компания была основана мной в 2005 году. До этого я работал 8 лет директором по маркетингу и сбыту на государственном заводе по выпуску мотоциклов «Иж» (350 см.куб.). А мотоциклетным бизнесом начал заниматься с 1992г с организации продажи российских мотоциклов и запчастей в нашем регионе. Со дня основания в компании УМК работают профессионалы, которые имеют значительный опыт в мотоциклетной области. В 2012 г. объем закупок компании установлен на уровне 12 тыс. единиц мототехники и запчастей на сумму 300 тыс. долл.

2. Из скольких стран вы импортируете мотоциклы и детали?

Наша компания импортирует мототехнику и запчасти из Китая и также занимается продажами российской зимней мототехники от разных производителей. Мы стараемся выбирать тех производителей, которые предлагают наилучшее сочетание цены и качества и представляем их интересы в статусе дистрибьютора на территории РФ.

3. Какие виды мототехники больше всего импортирует компания «УМК»? Скутеры, мопеды, стритбайки или мотовездеходы…?

Больше всего компания импортирует скутеров – 40 %, затем мотоциклы – 30%, мотовездеходы – 12%, зимняя мототехника 12%, мопеды – 6%.

4. Как давно вы сотрудничаете с китайскими поставщиками? Каково ваше мнение о китайских мотоциклах сейчас? Кто основные конкуренты китайцев в России?

С китайскими поставщиками мы работаем с начала основания компании. Сейчас ООО «УМК» сотрудничает с теми заводами-изготовителями, которые стараются уделять внимание вопросам качества, а предлагаемая техника имеет европейские сертификаты. Мы вместе с заводами регулярно обсуждаем вопросы качества, чтобы добиться результата. Если говорить о рынке России, то постепенно, хоть и медленно уровень качества ввозимой техники из Китая повышается. Многие импортёры переходят на более качественную технику и меняют заводы, так как столкнулись с большим количеством рекламаций. В то же время для многих покупателей в России определяющим фактором при покупке техники является цена, поэтому импортёры стараются поставлять недорогую технику с невысоким качеством. Перспективы у такого пути нет, так как покупатель «наевшись» такой техники сделает свой выбор в пользу качественной продукции.

Также усложнившаяся с 2011г процедура российской сертификации импортной мототехники заставляет заводы и импортёров серьёзней относиться к вопросам качества.

Основным конкурентом для китайской техники на рынке РФ является японская б/у мототехника в категории скутеров, которая приближается по цене к «новым китайцам». Также современные новые китайские мотоциклы с объёмом двигателя 250 см.куб и выше могут конкурировать по цене с б/у японскими мотоциклами с двигателем 400 см.куб. А ещё конкурентом качественной китайской техники является китайская же техника, но более низкая по качеству.

5. Кто ваши основные поставщики в Китае? Не могли бы вы сделать краткие заключения или дать краткое описание торговых марок, с которыми вы знакомы, и соответственно их конкурентоспособности? Ранее многие люди критиковали послепродажное обслуживание мотоциклов китайского производства по причине недостатка запасных частей, а также в связи с другими факторами, такими как плохое качество и нехватка технических специалистов. Решены ли сейчас эти проблемы в России?

Нашими основными поставщиками являются заводы Haojin, Sokon, Shineray, ZHONGNENG, Yingang. Также мы хорошо знаем марки Loncin, Benzhow, Longjia, Dayang, FYM. Помимо этих марок мы видим есть ещё много других марок о которых мы регулярно узнаём на китайских выставках. Хорошая марка отличается тем, что завод её представляющий, реально старается действовать в рамках системы качества IS0 9000-9001. Как правило, их техника собрана с соблюдением утверждённых технологических процессов, комплектующие используются в соответствие с указанными в европейских сертификатах. Завод оперативно реагирует на различные замечания и быстро их устраняет. Также эти заводы стремятся разрабатывать новинки с учётом последних технических достижений китайской мотопромышленности.

Вопросы с обеспечением запасных частей на китайскую мототехнику в России до конца не решены. Запасных частей не хватает . Часть импортёров не связывается с запчастями, так как их заказ и таможенное оформление очень трудоёмкое. На обычных заводах каталоги запчастей на технику часто не соответствуют реальным образцам техники. Отгрузочные документы могут оформляться со множеством ошибок. Качество запасных частей может не соответствовать ожидаемому. Часть фактически полученных запчастей могут оказаться вообще другими. На лучших заводах эти вопросы, как правило решены, но сроки подготовки запасных частей могут быть значительными. Также таможенное оформление запасных частей на российской таможне по времени занимает в 2-2,5 раза больше, чем по техники. Всё это влияет на нехватку запчастей. Проблема с техническими специалистами в России также существует, но она не такая острая, так как китайская техника активно продаётся на российском рынке с 2005г. Но не хватает специализированной литературы по ремонту мототехники.

6. Какова доля китайских мотоциклов и запасных частей на российском рынке? И что вы можете сказать о доле японских и индийских брендов на рынке?

Доля китайской техники на российском рынке продолжает расти, но уже не такими темпами, например в 2005г она составляла 23% от всей импортируемой техники в Россию в штуках (скутеры, мотоциклы, мотовездеходы, снегоходы), в 2006-41%, 2007-68%, 2008-79%,2009-63%, 2010-68%. Думаю, что по итогам 2011г она будет приближаться к 80%. А по отдельным категориям техники динамика роста доли различна.

Индийские бренды практически отсутствуют.

Доля японской техники в России традиционна сильна и в основном за счёт подержанной техники. Так например, весь объём импорта поддержанной техники в Россию в 2010г был – 48608шт. В том числе из Японии было – 47041шт. (в том числе из них 37549 –скутеры, 9492-мотоциклы). Всего из Японии было завезено новой техники в 2010г- 9727 шт. (74-скутера, 1332-мотоцикла, 1135-мотовездеходов, 7186-снегоходов).

Всего в Россию было импортировано в 2010г техники из Китая – 180263 шт (в том числе скутеры, мопеды - 111316, мотоциклы- 31218 (включая скутеры свыше 50см.куб,), мотовездеходы-11541, снегоходы-243).

О доле запасных частей говорить сложнее, но на рынке многим очевидно, что на японские массовые модели есть запчасти практически всегда, а на китайские модели техники их не хватает. Хотя запчасти на японские модели также завозятся и из Китая.

7. Каково было состояние российской мотоциклетной промышленности? Раньше в России были известные марки, как у них обстоят дела сейчас?

Действительно ранее в Советском Союзе производились практически все классы мототехники. Объём выпуска приближался к 1 млн. шт. Сегодня реально работает ирбитский завод, который производит тяжёлые мотоциклы и мотоциклы с коляской Урал (с 4-х такт оппозитным двигателем 650см.куб). В основном их продукция поставляется на рынки Европы и США. При этом объем выпуска невелик, примерно 3 т.шт. Также работает с небольшими объёмами ковровский завод, который ранее производил мотоциклы Восход с двухтактным двигателем, а в последнее время завод стал использовать двигатели из Китая.

Также он импортирует и готовую китайскую технику. И этот завод ещё относится к военной промышленности. Другие заводы выпуск продукции прекратили. Основной проблемой отечественной мотопромышленности стало то, что все заводы входили в военно-промышленный комплекс и выпуск мотоциклов для них был не самым главным видом деятельности. В 90-е годы, когда положение машиностроения резко ухудшилось, заводы не смогли полноценно сохранить мотоциклетные производства и провести его модернизации. Поэтому в 2000 годы многие производства не смогли выжить, и в России так и не появилось ни одного производства по выпуску современного четырёхтактного двигателя.

В последние два года в России открылись три сборочных площадки по выпуску мотовездеходов с объёмом двигателя более 250 м.куб. из китайских и тайваньских комплектующих, с целью экономии на транспортных и таможенных издержках.

У нашей компании также есть планы открытия сборочного производства мотоциклов и мы проверяем их экономическую эффективность.

8. Какое положение занимает Россия на общем европейском рынке мототехники? Каков объем рынка и средний ежегодный объем продаж?

Если сравнить европейский и российский рынок, то основными отличиями являются климатические условия и уровень доходов. Также практически во всех странах Европы регламентированы водительские права и регистрация техники с двигателем 50 см.куб., а в России это пока планируется. Объём российского рынка мотоциклов в количественном выражении несколько раз больше рынков отдельных стран Восточной Европы, но уступает тройке лидеров западного рынка (Италия, Франция, Германия). С учётом количества населения и территории можно сказать, что рынок России имеет потенциал роста поскольку сейчас в России самый низкий показатель количества мопедов, скутеров и мотоциклов среди стран Евросоюза в пересчёте на душу населения. По нашим оценкам объем российского рынка в течении ближайших 10лет достигнет 5-6 млн. ед. мототехники. Ежегодный объем продаж после периода резкого роста в среднем увеличивается на 10-15%, и через 5 лет предположительно достигнет уровня 0,70 млн. шт. в год.

9. Какова позиция российского правительства по отношению к мотоциклетной промышленности? Проводит ли правительство какую-либо политику, направленную на стимулирование развития мотоциклетной промышленности, столкнувшись с ростом цены на газ? Какие у вас цены на топливо?

К сожалению, российское правительство не проводит какой-либо специальной политики в отношении мотоциклетного бизнеса. Государство регулирует автомобильную промышленность, где есть специальные законы стимулирующие создание сборочных производств и локализацию производства отдельных компонентов. Последний закон, который повлиял на мотобизнес -это принятие нового технического регламента. По нему определён новый порядок сертификации мототехники в России, порядок проведения проверок на заводах, а также указано обязательство для производителя иметь эксклюзивного дистрибьютора на территории России. Цель этого закона – усложнить ввоз некачественной мототехники на территорию России и обеспечить гарантийное обслуживание производителем своей продукции с помощью дистрибьютора. Возможно впереди принятие закона о регистрации в полиции мопедов и скутеров с двигателем 50 см.куб и получении водительских прав на такую категорию . Так сделано во многих европейских странах и в том числе на Украине. Ещё в связи со вступление России в ВТО планируется снижение таможенных пошлин в два раза через 5 лет.

Цена на топливо в настоящее время практически не оказывает влияние на продажи мототехники, так как мототехника не является основным транспортным средством. В среднем литр стоит 25 руб. или 0,83$.

10. Что необходимо для выхода на российский рынок? Требуются ли какие-либо сертификаты? Какой порядок прохождения таможенного оформления между Китаем и Россией? Как быстро пройти процедуру таможенной очистки?

Для успешного выхода нужно иметь качественную серийную продукцию, регулярное сопровождение запасными частями, правильную техническую документацию и терпение. Каждый производитель обязан иметь эксклюзивного дистрибьютора на территории страны. Очень большое внимание уделяется сертификации продукции (наличие европейских сертификатов и протоколов испытаний) и производства (ISO 9000-9001). Быстрое прохождение процедуры таможенного оформления практически происходит очень редко. Даже при наличии всех необходимых документов таможня имеет право предъявлять дополнительные требования по своему усмотрению, так как Китай российская таможня относит к странам с повышенным риском по достоверности цен на товар, по соответствию товара документам. К сожалению, из Китая в Россию продолжает поступать много «серого» и «чёрного» импорта с помощью недобросовестных контрагентов с обеих сторон. Стандартные требования таможни соответствуют международным – это контракт, правильно оформленные отгрузочные документы с правильными весами и контрактными ценами, фактическое соответствие товара в контейнере отгр. документам, коносамент, сертификат происхождения, экспортная декларация поставщика, российский сертификат на технику и запчасти, фрахтовый инвойс. Дополнительно к таможенным процедурам прибавляется время нахождения в портах, в пунктах таможенного транзита и на таможенных складах. Без российского партнёра координировать эту работу очень тяжело.

11. Сколько длится сезон езды на мотоцикле в России? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на продажи мотоциклов? Является ли климат одним из основных факторов?

Сезон активной эксплуатации мототехники в России в среднем составляет 6 месяцев, в южных регионах до 8 месяцев.

Основными факторами препятствующими массовым продажам мототехники являются климатический фактор и низкое качество дорожного покрытия.

12. Какой средний ежемесячный доход в России?

Средний ежемесячный доход в России 650$

В зависимости от регионов уровень сильно колеблется:

1500-1700$ - Москва,

1000-1200$ - С-Петербург

750-1000$ - крупные города

400-500$ - города с населением от 50 до 200 т.ч.

250$ - в сельской местности

13. Какие модели лучше всего продаются в России, и мотоциклы с каким рабочим объемом наиболее популярны? Какие группы населения являются основными покупателями мотоциклов? И какое основное назначение мотоциклов для этих групп?

Лучше всего и с большим перевесом в Росссии продаются скутеры с объемом двигателя до 50 куб.см. и мопеды (50-80 см.куб) т.к. эта категория ТС (до 50 см.куб.) на данный момент не подлежит регистрации в полиции и на неё не нужны водительские права. Основные покупатели скутеров до 50 куб.см. – молодые люди, а мопедов – жители небольших городов и сельское население. В основном мотоциклы и мопеды используются для мобильного передвижения по городу, выездов за город и передвижения по сельской местности.

Одинаково хорошо, но в гораздо меньших объёмах, продаются все типы китайских мотоциклов (дорожные мотоциклы, стрит-байки, спорт и эндуро) кубатурой от 125 до 250 куб.см. Также пользуется устойчивым спросом мотовездеходы с различным объёмом двигателя. В последнее время ощущается потребность в более мощных мотоциклах, с большей кубатурой.

14. Какие условия продажи предлагают российские дилеры мототехники? Приходится ли покупателям сразу оплачивать полную стоимость, или можно воспользоваться рассрочкой, выплачивая определенную сумму каждый месяц?

Российские дилеры предлагают различные схемы продаж мототехники: наличными сразу, оплата банковской карточкой сразу, через банковский кредит (большинство дилеров), с рассрочкой платежа (дилер рискует сам и от себя предоставляет схему ежемесячных платежей для покупателя) . Примерно 50% техники дилеры продают с помощью банковского кредита – покупатель сам платит в банк определённую сумму каждый месяц.

15. Вернулся ли российский рынок мототехники на уровень, который был до 2008г.? Закончилось ли влияние экономического кризиса или оно продолжается до сих пор?

Да, в 2011 году российский рынок вышел на уровень продаж 2008г. Влияние кризиса в целом закончилось, но многие опасаются повторения кризиса из-за нестабильности общемирового рынка.

16. Не могли бы вы назвать несколько важных выставок мототехники в России? И какие из них имеют наибольшее значение для китайских компаний?

Ежегодная специализированная выставка "Мото Парк" в г. Москва  в конце марта, начале апреля. На ней регулярно бывают китайские поставщики, но очень часто из-за сложностей с таможенным оформлением, они стоят без товара на пустых стендах. Другие выставки не имеют такого большого влияния и зачастую объединены с автомобильными выставками.

17. Как в России обстоят дела с рынком запасных частей и аксессуаров, таких как одежда и шлемы, и прибылью от их продажи?

Рынок запасных частей ещё не насыщен. Большая часть запчастей продаётся без имени, в отличие от аксессуаров. О сложностях их импортирования я уже рассказал. Запасными частями, аксессуарами, мотоодеждой и мотошлемами на российском рынке занимаются различные компании. Как импортёры мототехники, так и отдельные специализированные компании. Этот сегмент рынка постоянно растет. Часть компаний, в том числе и наша открыли интернет-магазины по продаже запчастей. Рентабельность этого бизнеса более высокая, чем у техники. В перспективе мы также планируем заняться помимо продажи широкого ассортимента запчастей к своей технике и различными аксессуарами под собственным фирменным брендом.

18. Большое спасибо за ваши исчерпывающие ответы. Мы твердо уверены, что после прочтения этого интервью люди многое узнают и пополнят свои прежние знания о рынке мототехники в России. И это значительно поможет им в развитии бизнеса на двух рынках. В заключение мы бы хотели услышать ваши предложения относительно содержания журнала «CHINAMOTOR». Какие разделы наиболее интересны и полезны для вас? На что следует обратить большее внимание?

Спасибо за внимание к нашей компании и российскому рынку. К сожалению, я не так часто читал раньше журнал, так как встречаю его, когда бываю на выставках. В основном информацию о заводах и их продукции набираешь в результате практического опыта посещений заводов и испытаний техники и её продажах. В основном в Вашем журнале из статей нравятся те материалы, где рассказывается история заводов «Cover Story» и Special Reports (Специальные репортажи), Observation (Обзор). Можно с уверенностью сказать, что путь к сотрудничеству был бы короче, если бы журнал был регулярно у меня в руках. Теперь так и будет.

Желаю успеха и процветания Вашему журналу на долгие годы и успешному сотрудничеству нашим странам в мотоциклетном бизнесе.


Возврат к списку